УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ: ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ И ЧТО ДАДУТ?
О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.
Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ?
В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:
- Предоставление необходимой информации — разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
- Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.
На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.
А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:
инвестиции;
- ценные бумаги;
- банковские операции;
- мошенничества;
- кредитные системы;
- финансовые пирамиды;
- кредиты и т.д.
Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:
- составление и расчет семейного бюджета;
- денежные операции в банках и других структурах;
- сделки, связанные с риском;
- денежные вознаграждения;
- наличие ответственных органов за финансовые услуги;
- личные сбережения — излишество или прок;
- тонкости кредитов и депозитов;
- права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
- управление денежными потоками;
- агрессивная политика банков;
- активы и пассивы (доходы и расходы);
- страхование и пенсионные выплаты;
- наличие и безопасное использование пластиковых карт.
Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.
«Финансовая грамотность» — целостная система учебных курсов для дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России.
Для каждого курса создан учебно-методический комплект, включающий материалы для обучающихся, учебную программу, методические рекомендации для педагога, контрольные измерительные материалы и материалы для родителей.
Учебные материалы содержат значительный объём информации, что позволяет использовать их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности — для самообразования обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной работы с родителями и др.
В нашей школе «Финансовая грамотность» изучается аспектами в курсах таких предметов как математика, география, обществознание, история. Учителя используют методические пособия и разработки.
Курс лекций для учителей: https://fmc.hse.ru/berzonvideo
Курс видео уроков: https://fmc.hse.ru/video
Программы повышения квалификации учителей: https://fmc.hse.ru/study_programmes
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 2 -3 кл:
Методические рекомендации для учителя >>>
Материалы для учащихся (часть 1) >>>
Материалы для учащихся (часть 2) >>>
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 4 кл:
Методические рекомендации для учителя >>>
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 5-7 кл:
Методические рекомендации для учителя >>>
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 8-9 кл:
Методические рекомендации для учителя >>>
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. 10-11 кл:
Методические рекомендации для учителя >>>
МОДУЛИ ПО ГЕОГРАФИИ:
МОДУЛИ ПО МАТЕМАТИКЕ и АЛГЕБРЕ:
МОДУЛИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ:
МОДУЛИ ПО ОБЖ:
МОДУЛИ ПО МАТЕМАТИКЕ и АЛГЕБРЕ:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ И ИСТОРИЯ РОССИИ: